Русская православная церковь вновь демонстрирует свою любовь к богатствам, но отнюдь не к духовным, как многие еще до сих пор по наивности думают, а к сугубо материальным.
14 февраля на сайте экологической организации «Открытый берег» появился пост, фрагмент из которого мы приводим ниже. В нем автор рассказывает о том, как черноморское побережье в районе города Геленджик за последние несколько лет из общедоступного туристического оздоровительного маршрута превратилось в чью-то частную собственность, огороженную глухими заборами с колючей проволокой.
Удивляться здесь нечему – все это слишком типично для современной капиталистической России. Представители новой буржуазии не отказывают себе в земных благах. Поэтому строят они в таких приятных местах виллы и дворцы, огораживая их высокими заборами, чтобы простолюдины, то есть обычные граждане РФ, не мешали «хозяевам жизни» наслаждаться красотами природы – не портили вид, не дышали «их» воздухом.
Но вот, как на грех, среди всего этого великолепия морского воздуха, пицундских сосен и заборов с колючей проволокой угораздило неутомимых экологов обнаружить обнесенный высокими стенами участок черноморского побережья площадью примерно в 10 га, на котором, прямо посреди сосен (занесенных, к слову сказать, в Красную книгу) возведением очередного дворца занимается не кто-нибудь, а Московская патриархия РПЦ при содействии Управления делами президента РФ и некой сербской строительной компании.
Что же получается? Русская православная церковь, в том числе и в лице патриарха Кирилла, рассказывающая постоянно о духовности, о помощи ближним и «нравственном чувстве», о том, что «легче верблюду пройти сквозь игольное ушко…», о том, что «церковь должна жить с народом, разделяя его скорби», на деле поступает так, как ведут себя обыкновенные вороватые чиновники или просто бандиты, думающие только о своем материальном благополучии и жаждущие любой ценой отхватить кусок собственности побольше и попрестижнее.
Получается, аминем-то квашни не замесишь! Вот в чем заключается настоящая «философия» РПЦ…
Увиденное поразило не только экологов, но и интернет-сообщество. Причем так сильно, что перед Московской патриархией встала неотвратимая необходимость все-таки что-то по этому поводу сказать.
Она и сказала. Однако, в соответствии с принципом «отрицайте всё, даже если это очевидно».
Г-н Владимир Вигилянский, руководитель пресс-службы патриарха Московского и всея Руси Русской православной церкви, публично заявил:
«Не знаю ни о каком дворце. Не был, не знаю. Патриарх там ни разу с визитом не был, никогда не высказывался по этому поводу. Мне даже как главе пресс-службы нечего комментировать, я все эти новости, как и вы, узнаю из публикаций в интернете».
Тут, конечно, уместно было бы вспомнить еще одну публикацию в интернете, а именно, заметку из «Российской газеты» от 16 июня 2005 года, которая повествует о том, что уже предыдущий патриарх выискивал какое-нибудь «красивенькое и чистенькое местечко» для очередного «духовно-культурного центра». И выискал его таки: прямо между поселками Дивноморское и Прасковеевка недалеко от Геленджика. Но раз г-н Вигилянский ничего об этом не знает, следовательно, никакой заметки и не было…
Плохо, плохо пока еще работает пресс-служба МП РПЦ, хоть и пиар-технологии уже, кажется, признаны богоугодными. Понадеялся г-н Вигилянский, отвечая так на вопрос журналистов, на авось: раз документов никаких экологи не предоставили, значит, и доказать всерьез ничего не удастся.
Между тем, документы нашлись. Активисты экологических организаций еще в 2009 году посылали запрос в Управление Росприроднадзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея в связи с неожиданно возросшей строительной активностью в заповедной зоне под Геленджиком. На свой запрос они получили ответ, из которого следует, что участок в 10 га в «безвозмездное срочное пользование» получила «религиозная организация Московская Патриархия Русской Православной Церкви». И, более того, на этом участке названная религиозная организация занимается строительством «Духовного культового комплекса Православной религиозной организации Московской Патриархии Русской Православной Церкви».
«Духовный культовый комплекс» – в роще реликтовых сосен, у самого берега моря… Не Баренцева, обратите внимание.
Подвел г-на Вигилянского русский авось. Результатом же оказалась ложь. А ведь сказано в Писании: «…всех лжецов участь – в озере, горящем огнем и серою…». Не страшно ли г-ну Вигилянскому? Видимо, не страшно.
Но делать нечего, пришлось после нескольких дней раздумий очередному представителю Московской патриархии, на сей раз г-ну Владимиру Легойде, снова объясняться с прессой. Точно так же, публично, Владимир Легойда заявил:
«Нет никаких секретов и тайн. В указанном месте строится церковно-административный духовный центр РПЦ многофункционального назначения».
И объяснил даже, какими тремя функциями будет обладать этот «духовный» центр РПЦ. О «духовности» этих функций читатель может судить сам.
Первая функция – это «церковное управление». Дело ясное, в управлении православной церковью без участка черноморского побережья в 10 га и пицундских сосен обойтись просто невозможно.
Вторая функция – «представительская». Тут выясняется, что Московская патриархия РПЦ проявила трогательную заботу о патриархе Александрийском, которому-де неудобно летать в Москву в гости к патриарху Московскому и «проще» прилететь на черноморское побережье (патриарху Московскому, надо полагать, тоже «проще» прилететь на Черноморское побережье, чем перейти из одного зала своей московской резиденции в другой). Что же, можно порадоваться за Александрийского патриарха – далеко не каждому гостю столицы строят дворец на берегу Черного моря.
Третья функция… нет, не санаторно-курортная, а «просветительская». На курорте будут учить «слову божию» молодежь и детей. Главное, чтобы работой с молодежью не занимался протоирей Всеволод Чаплин, а то моря и солнца молодежи точно не видать.
Владимир Легойда заверил общественность, что строящийся «духовный центр» – это именно «духовный центр», а вовсе не «дворец» и не «дача» патриарха, как было, общественность подумала. Действительно, какие могут быть дачи у патриарха, если он заботится исключительно о «духовности»? И если до сих пор «духовность» иерархи РПЦ открывали то на Соловках, то на Валааме, то в Рязанском кремле, теперь же открыли они ее на Черном море, на курортах недалеко от Геленджика.
Так что, если раньше граждане отдыхали абы как, то теперь, в недалеком, видимо, будущем они будут делать это культурно, под присмотром, то есть под сенью РПЦ. А то, что огораживанием общедоступных территорий и дорог нарушаются конституционные права граждан на отдых и здоровый образ жизни – это все пустое. Духовность должна стоять на первом месте! Тем же, кто ездит на черноморское побережье позагорать и искупаться, надо помнить о «десяти вечных ценностях» и дресс-коде.
«Сегодня у церкви есть возможность строить храмы и строить духовные центры. И это замечательно», – подытожил Владимир Легойда.
Еще бы!
Однако как же нетерпеливы служители культа – не могут дождаться небесного рая, земной начинают строить. Впрочем, может быть, на небесный они вовсе и не рассчитывают.
А что до вырубленных пицундских сосен, так разве вы не знаете, что для РПЦ «экологические и природоохранные вопросы очень важны»? А, кроме того, «федеральная служба по природопользованию проводила проверку данного вопроса, и у нас [у РПЦ – А.А.] есть все документы, подтверждающие, что вырубки не было».
Ну раз для РПЦ вопросы экологии «очень важны», конечно, о какой вырубке сосен может идти речь? Ведь РПЦ – это «ум, честь и совесть нашей эпохи»!
Впрочем, по всей видимости, считая так, Владимир Легойда в припадке православной пиар-активности даже не замечает, насколько убийственные вещи он говорит в отношении РПЦ, а вместе с тем и православия. Не пытаясь особенно ничего скрасить или завуалировать, Владимир Легойда демонстрирует, что на первом месте у иерархов РПЦ стоят исключительно материальные ценности, а разговоры о «духовности» служат лишь прикрытием для деятельности по достижению материальных благ. Что в нынешнем положении, когда РПЦ все больше и больше сращивается с государством, ее представители чувствуют себя абсолютно безнаказанными и считают, что могут говорить и делать все, что угодно. Что сегодня РПЦ превратилась фактически в бизнес-корпорацию, которая занимается исключительно освоением государственных и общественных средств и ведет себя так же прагматично, как любая бизнес-структура.
Словом, иерархи РПЦ давно уже считают себя «хозяевами жизни», не скрывают этого и не стесняются. Они ведут себя как господа, а на общество, на народ и даже на свою собственную «паству» им наплевать с высокой колокольни! Интересы общества для них абсолютно ничего не значат, имеет значение только богатство и близость к власти. «Паства» же нужна для того, чтобы ее пасти и получать доход, время от времени занимаясь стрижкой своих православных овец. В своем интервью Владимир Легойда произнес еще одну замечательную фразу. Оказывается, строительство «административного духовного центра РПЦ» «ведется на пожертвования граждан». Что ж, соболезнуем тем гражданам, которые позволяют этому огромному чиновничьему механизму по освоению их же средств паразитировать на теле общества. Сон разума рождает чудовищ.
А «церковно-административный центр» лучше все-таки называть дворцом, или хотя бы дачей патриарха. Лучше, Владимир Романович, лучше, подумайте об этом. Ведь патриарх – это просто человек, и грех, совершенный им, бросает тень только на него самого. Но, если безнравственный поступок совершает православная церковь, как это следует из сказанного Вами, то это уже серьезный повод задуматься о смысле существования в обществе такой «религиозной организации» как РПЦ.
1-2 марта 2011 г.
По этой теме читайте также: