Юрий Муравьёв
|
Муравьёв Юрий Алексеевич (1938 — 2010) — доктор философских наук, профессор. Специалист по теории познания, теории и философии культуры; марксист и рационалист, сторонник обновлённой версии марксизма, которую называет «трансмарксизмом». Вдохновитель создания «Скепсиса».
|
Подробнее об авторе
|
|
Культурный коллапс: интеллигентская бессовестность и православная бездуховность
|
Юрий Муравьёв
|
«Наша интеллигенция вместе с научным разумом потеряла и знания, и способность к историческому анализу. И та же социальная наука подскажет тем, кто не поддался на искус уйти в духовную “несознанку”: за это противное исторической миссии интеллигенции отступление от служения разуму придется платить дорогой ценой. Разразившийся культурный коллапс проявляет себя в моральном разложении (потере совести) интеллигенцией и одновременном грубо демонстративном отказе от духовности со стороны православных иерархов».
|
28 сентября 2011
|
Истина. Культура. Идеал
|
Юрий Муравьёв
|
«Человечество не может жить без идеалов... А, собственно, почему? И какой бы ни была интонация этого вопроса – издевательски-скептической, наивно-простодушной или философски-глубокомысленной – так или иначе он требует универсального и абсолютного ответа, то есть такого, который соответствовал бы любой содержащейся в вопросе интенции. Но начать, во всяком случае, придется издалека: чтобы понять, зачем нужен идеал, необходимо выяснить, что это такое, а для этого нужно поместить данное понятие в определенные референциальные рамки. Предельным понятием, задающим такие понятийные границы, в этом случае – применительно к моим целям и с моей точки зрения – и будет категория “культура”, каковое понятие и следует, поэтому определить прежде, чем состоится какой угодно разговор об идеале».
|
5 мая 2009
|
Кое-что о шапках
|
Юрий Муравьёв
|
«И вот новый обобщающий труд, в котором даны уже не теория исторического процесса и не история постижения законов этого процесса, а сам процесс развертывания исторических событий в свете известных и открытых автором исторических законов. Любого теоретика исторического процесса легко упрекнуть: не знаем, как там у вас в теории, а вот будет ли в ложе вашей теории укладываться сам исторический процесс — это еще большой вопрос. Ю.И. Семёнову есть что ответить на этот упрек».
|
28 марта 2008
|
Весёлая наука
|
Юрий Муравьёв
|
«Уже давно все преподаватели философии из числа тех, кто поумнее, пользуются этим прекрасным методом: они излагают историю человеческой мудрости, представляя человеческую философскую мысль как серию ответов на последовательно, но всякий раз заново возникающие умные вопросы о мире и его познании. Так и получается, что вся история философской мысли предстает как единая линия поисков человечеством ответов на насущные для него вопросы».
|
17 ноября 2006
|
Противоречия в Евангелии
|
Юрий Муравьёв,
Яков Кротов,
Иннокентий Павлов
|
У всякого человека, который отстаивает точку зрения православия или любой другой конфессии, всегда есть тысяча оправданий по поводу того, что это
противоречие вполне естественное. И все эти эсхатологические и герменевтические споры,
особенно когда герменевтика стала важной стороной философского знания, я отношу как раз к числу таких ситуаций, при которых тот, кто слишком много доказывает, не доказывает ничего.
|
22 апреля 2006
|
Предисловие
|
Юрий Муравьёв
|
28 февраля 2006
|
Трансмарксизм: тезисы манифеста
|
Юрий Муравьёв
|
«Историческая роль марксизма сыграна. Теоретические основы великого учения настолько расшатаны, что даже самые искренние ортодоксы вынуждены на каждом шагу разъяснять, что Маркс имел в виду не это, а то…»
|
15 декабря 2005
|
Скептицизм - марксизм - трансмарксизм
|
Юрий Муравьёв
|
«Трансмарксизм – теория Большого синтеза. Это не диалектический и исторический материализм и принципиальная всеохватная эклектика социологии Питирима Сорокина. Трансмарксизм – не словечко, призванное обозначить еще одну марксистскую секту». [Статья пока существует только в журнальном варианте.]
|
28 ноября 2005
|
Лишние - люди? (Ловушка... уловка... и западня)
|
Юрий Муравьёв
|
«...Cтрану заливает грязь тупой бессмысленной поповской пропаганды. Деградирует система образования. Уже вовсю ведутся разговоры о преподавании закона божьего в школах. Вместо истории культуры исподволь вводят обскурантские основы православной культуры... А у постсоветских интеллигентов-литераторов при любой попытке вызвать эти несусветности к барьеру научного доказательства - “привычный морозец”».
|
28 ноября 2005
|
Скепсис и скептицизм. Попытка терпеливого разъяснения
|
Юрий Муравьёв
|
«Скептицизм - не конец познания и не болото, в котором познание увязает, не будучи в силах, как Мюнхаузен, вытащить себя из болота за волосы. Скептицизм - это мыслительно-познавательная установка, настроение, которое автоматически действует в познавательном механизме, ставя под сомнение любую истину, всякую мнимую очевидность. Скепсис как состояние ума - таможенный пункт для контроля над ввозом наркотиков». [Статья пока существует только в журнальном варианте.]
|
28 ноября 2005
|
«Пушкин знал Бога...» И довольно хорошо... И даже нескольких...
|
Юрий Муравьёв
|
«Явно атеистических – и притом прекрасных! – стихов у Пушкина – пропасть. Действительно (а не с притягиванием за уши при помощи иезуитско-герменевтических процедур) религиозных стихов у Пушкина просто нет. Делайте выводы…».
|
27 ноября 2005
|
Возрождение?.. (Интервью с профессором Ю. А. Муравьевым)
|
Юрий Муравьёв
|
Интервью с Юрием Муравьевым «Возрождение?» – это рассуждение о так называемом «русском религиозном ренессансе» и об усилении религиозности в современном российском обществе. «Возрождение?» отражает основные программные установки редакции «Скепсиса».
|
24 апреля 2003
|
Религия: вера, иллюзия, знание
|
Юрий Муравьёв
|
«“Мысли этнографа” — так скромно в подзаголовке С.А. Токарев обозначает жанр своей статьи. Ясно, однако, что пределами этнографии при обсуждении такого вопроса, как социальная сущность и роль религии, ограничиться не удастся. Эта проблема касается многих научных дисциплин, а главное, имеет столь ярко выраженный мировоззренческий аспект, что без философского, в первую очередь теоретико-познавательного анализа здесь не обойтись. Наши краткие замечания будут иметь в виду именно эту сторону дела».
|
11 февраля 2005
|
Культура
|
Юрий Муравьёв
|
Статья из курса лекций по социальной философии — с социально-философским анализом этого феномена. Фактически — очень краткое введение в культурологию.
«В век крушения социальных идеалов особенно важно понимать, во-первых, их абсолютную необходимость для развития культуры, во-вторых, их неизбежную утопичность. Культура может существовать без творчества, но преодолевается — только творческим усилием, доведенным до своего предела».
|
2 октября 2004
|
Универсум истории
|
Юрий Муравьёв
|
О главной теоретической работе Юрия Семенова – «Философия истории»: «Книга серьезная. Несмотря на интереснейшие сюжеты, настоящие энциклопедии легковесными не бывают. Это вам не “Аванта+”: Читать эту энциклопедию еще труднее, чем вот эту мою рецензию. Рискнете, коллега-педагог?»
|
27 октября 2003
|
Каша, кашка и кашица. Детская, слишком детская энциклопедия
|
Юрий Муравьёв
|
«”Аванта+” уже привыкла к похвалам. Грандиозные проекты, исполнение масштабное, затраты впечатляющие, полиграфия безукоризненная: Время скандальных процессов позади. Награды и восторженные рецензии. Особенно повезло с художниками - эта команда как будто специально создана для детей: художественное оформление ярко, талантливо, доходчиво и в то же время по-детски непосредственно. Чего же еще желать?!»
|
2 сентября 2003
|
The rest is silence и беспросветность...
|
Юрий Муравьёв
|
«Заголовок этой “хрестоматии для старшеклассников” – не случайность. Он – концепция, пронизывающая всю книгу. Тогда придется напомнить о не получившем решения споре двух великих наших художников слова, также представленных на почетном месте в этой хрестоматии, – Варлама Шаламова и Александра Солженицына».
|
20 мая 2003
|
Удар по «системе БСК»
|
Юрий Муравьёв
|
«Существует множество учебников, которые можно не читать. Существует много ученых книг, которые можно не изучать. Существуют, однако, такие ученые книги, которые читать нужно, как учебник. И только что переведенная у нас скандальная книга двух физиков принадлежит как раз к числу таких, которые наш читатель — студент и учитель в особенности — прочитать должны обязательно. Срочно. Отложив другие учебники. Сейчас объясню, почему».
|
1 июля 2003
|
Достоинство человека в атеизме и христианстве. Дискуссия между атеистом и христианином на «Радиоцеркви»
|
Юрий Муравьёв
|
31 января 2002 года на «Радиоцеркви» (СВ 963 кГЦ) произошла дискуссия между директором Христианской библиотеки Сергеем Худиевым и профессором, доктором философских наук Юрием Алексеевичем Муравьевым. Стенограмму этой дискуссии мы представляем Вашему вниманию.
|
15 мая 2003
|
Культура и религия: введение в проблематику
|
Юрий Муравьёв
|
Ниже помещено начало работы доктора философских наук, проф. Ю.А. Муравьева, в которой с научных — а значит атеистических — позиций рассмотрена эволюция религии в культурологическом аспекте. В более полном виде с работой можно познакомиться по соответствующей главе «Религия как феномен культуры» в издании: Культура: теории и проблемы. — М.: Наука, 1995. С. 212-239. Здесь же важно лишь иметь в виду, что общая идея предлагаемой работы укладывается в одну фразу: стыд за несправедливые гонения на религию и церковь в советские времена — не основание для того, чтобы отказываться от научного рассмотрения сущности религиозного сознания, реакционных сторон религиозной идеологии и обскурантистской роли современного русского «религиозного возрождения».
|
15 мая 2003
|